- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 38RS0001-01-2024-002936-19 |
Дата поступления | 16.05.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Ягжова Марина Владимировна |
Дата рассмотрения | 30.07.2024 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Номер здания, название обособленного подразделения | Ангарский городской суд Иркутской области |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 16.05.2024 | 16:30 | 16.05.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 16.05.2024 | 17:24 | 16.05.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 17.05.2024 | 11:14 | Административное исковое заявление принято к производству | 17.05.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 17.05.2024 | 11:17 | 17.05.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 07.06.2024 | 11:00 | ул.Московская,6 каб.4 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 17.05.2024 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 07.06.2024 | 17:00 | 17.05.2024 | ||||||
Судебное заседание | 13.06.2024 | 11:30 | ул.Московская,6 каб.4 | Отложено | судом признана невозможным рассмотрение административного дела в (этом) судебном заседании | 17.05.2024 | |||
Судебное заседание | 11.07.2024 | 09:30 | ул.Московская,6 каб.4 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 13.06.2024 | |||
Судебное заседание | 30.07.2024 | 14:30 | ул.Московская,6 каб.4 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 11.07.2024 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 15.08.2024 | 17:00 | 17.08.2024 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 21.08.2024 | 19:41 | 22.08.2024 | ||||||
Дело оформлено | 03.12.2024 | 16:04 | 03.12.2024 | ||||||
Дело передано в архив | 03.12.2024 | 16:04 | 03.12.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Военный комиссариат города Ангарска Иркутской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Военный комиссариат города Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия Муниципального образования "Ангарский городской округ" (Призывная комиссия МО АГО) | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Саверский Владислав Вадимович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Иркутский областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 06.11.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 06.11.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июля 2024 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Дружининой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3780/2024 (УИД 38RS0001-01-2024-002936-19) по административному иску ФИО к Призывной комиссии Ангарского городского округа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратился в суд с иском к Призывной комиссии АГО, ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным решения о призыве на военную службу, указав, что согласно выписки из протокола заседания призывной комиссии № от **, он признан годным к военной службе, с категорией годности А-1 и призван на военную службу, о чем выдана повестка о явке на призывной пункт **. С решением призывной комиссии он не согласен, ввиду того, что достиг возраста 27 лет в 2023 году, то есть до изменения законодательства об увеличения призывного возраста. Гражданином Российской Федерации стал с **, до этого времени был гражданином .... Административный истец ФИО просит признать незаконным решение призывной комиссии АГО № от ** о призыве на военную службу.
** определением Ангарского городского суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Военный комиссариат ... Иркутской ..., Военный комиссариат ... и ... Иркутской ....
Административный истец ФИО в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. Заявлений и ходатайств не представлено.
Представитель административного истца ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам искового заявления. Суду дополнила, что первичная постановка на учет граждан, которые приняли гражданство, осуществляется военными комиссариатами с 31 марта текущего года и в течение всего календарного года, не реже двух раз в месяц. ФИО на воинский учет после получения гражданства встать не смог, так как у него была временная регистрация на территории .... После оформления регистрации на территории АГО он обратился в военный комиссариат по месту жительства, где ему было рекомендовано обратиться в апреле 2024, когда начнется призыв. ФИО исполнилось 27 лет в мае 2023 года. Полагает, что призывная комиссия незаконно вынесла решение о его призыве в армию, так как на момент принятия решения ФИО уже должен был находиться в запасе. Решение Призывной комиссии АГО незаконно, нарушает права ФИО. Просит административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии АГО ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте судебного заседания в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. В письменном отзыве на иск указала, что нарушений прав истца со стороны ответчика допущено не было, решение принято законно и обосновано.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Иркутской ...», ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте судебного заседания в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. В письменном отзыве на иск указала, что требования не признает. В соответствии со ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» призыву на военную службу принадлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На воинский учет административный истец встал после вступления в силу изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности», то есть истец до ** не выполнил свои обязанности по постановке на воинский учет после получения гражданства и получения регистрации по месту жительства, на учет встал в апреле 2024 года, соответственно, требования о зачислении в запас в возрасте 27 лет на него не распространяются.
Представители заинтересованных лиц – военного комиссариата ... Иркутской ..., военного комиссариата ... ... в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. Заявлений и ходатайств суду не представлено.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан закреплено в Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с последующими изменениями и дополнениями), (далее – Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Указом Президента РФ от 22.11.2023 № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации» утверждено Положение о порядке принесения присяги гражданина Российской Федерации, согласно которому лицо, в отношении которого органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта 2, 4 или 5 статьи 12 Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», приносит Присягу гражданина Российской Федерации перед Государственным флагом Российской Федерации.
Добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, ФИО торжественно поклялся соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 № 26-П, неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом № 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Судом установлено:
ФИО ** года рождения, являясь гражданином Украины и участником программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на основании решения № от ** ГУМВД России по Иркутской ... принял гражданство Российской Федерации. Присяга ФИО принята **.
Судом установлено и не опровергнуто ФИО, что после принятия гражданства Российской Федерации в 2023 году административный истец на воинский учет по месту жительства не вставал, при том, что постановка на воинский учет является обязанностью гражданина, подлежащего призыву.
Так, ** Отделом по вопросам миграции МО МВД России «...» ФИО, проживающий по адресу Иркутская ..., был направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат ... (л.д. 79).
Положениями части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия ФИО гражданства) предусмотрено, что воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства (пребывания). Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны при приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат или в недельный срок подать заявление через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Указанная обязанность ФИО не исполнена, ни в военный комиссариат ... Иркутской ..., на в военный комиссариат ... ... Иркутской ... ФИО в установленный срок в течение 2023 года не обратился, при этом, довод стороны административного истца о невозможности обращения в связи с переменой регистрации с территории ... на территорию Ангарского городского округа судом отклоняется, как надуманный, т.к. изменение регистрации по месту жительства (пребывания) является длительным по времени процессом, о возможной перемене места проживания (пребывания) ФИО было заблаговременно известно, однако мер по обращению за постановкой на воинский учет административным истцом предпринято не было.
При этом, административным истцом не указаны обстоятельства и не представлены доказательства препятствующие ему обратился с заявлением о постановке на воинский учет в период действия призыва с 1 октября по 31 декабря 2023 года в соответствии с Указом Президента РФ от 29.09.2023 года № 735.
В соответствии с пп. «а» п.1 ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции закона, действующей на момент постановки ФИО на воинский учет), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (ч.2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Перечень категорий граждан, которые имеют право на освобождение от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу, определен статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствие со ст. 25 Федеральный закон № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 31.03.2024 № 222 постановлено осуществить с 1 апреля по 15 июля 2024 года призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 30 лет.
Распоряжением Губернатора Иркутской области от 29.03.2024 № 92-р созданы призывные комиссии в муниципальных районах, расположенных на территории Иркутской области, в том числе на территории Ангарского городского округа с утверждением основного и вспомогательного состава призывной комиссии (Приложение №3).
Указанные документы находятся в открытом доступе в сети «Интернет».
ФИО, достигший 27-летнего возраста в 2023 году, поставлен на основании личного обращения на воинский учет ** в военном комиссариате ... Иркутской ....
До ** ФИО на воинском учете граждан, пребывающих в запасе, не состоял, установленных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности не имел.
Учитывая то, что ФИО в 2023 году в запас не зачислялся, на момент постановки на воинский учет ** ФИО не достиг предельного возраста 30 лет для призыва на военную службу, суд приходит к выводу, что ФИО был поставлен на военный учет и подлежал призыву на военную службу в соответствии с нормами законодательства, действующего на момент постановки на учет.
В соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему необходимо явиться на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно представленной учетной карте призывника, ФИО в период с ** по ** проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого ФИО признан годным к военной службе, категория годности А-1.
Решением призывной комиссии №, оформленным протоколом № от **, ФИО призван на военную службу по призыву. Решение призывной комиссии подписано председателем комиссии, его заместителем и членами призывной комиссии. Состав комиссии на заседании присутствовал в полном составе. Жалобы относительно состояния здоровья от ФИО не поступали.
Оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что Призывной комиссии АГО порядок медицинского освидетельствования ФИО и дача заключения о присвоении ему категории годности не нарушены, т.к. в личном деле призывника имеются сведения, подтверждающие факт прохождения призывником в полном объеме диагностических и лабораторных исследований. Освидетельствование ФИО проведено в установленном законом порядке, заключение выдано с учетом представленных призывником лабораторных исследований. Медицинских выписок, подтверждающих наличие хронических заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, призывником не предоставлялось. Результаты медицинского освидетельствования об определении категории годности ФИО не оспорены.
Действия призывной комиссии Ангарского городского округа ФКУ «Военный комиссариат Иркутской ...» были осуществлены в соответствии с требованиями федерального законодательства и соответствовали нормам, в том числе Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Распоряжения Губернатора Иркутской ... от ** №-р «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации в Иркутской ... в апреле – июле 2024 года».
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии №, оформленное проколом № от **, является законным, поскольку принято в пределах компетенции, с соблюдением процедуры принятия.
Довод стороны административного истца о том, что ФИО, являясь также гражданином Украины, не мог быть призван для военной службы, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Так, в соответствии с пп. «а» ч. 1 ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 солдатами, матросами, сержантами, старшинами, являющимися гражданами, в том числе имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства прохождение военной службы осуществляется по призыву.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая, что доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца не представлено, действия административных ответчиков являются законными и обоснованными, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО о признании незаконным решения Призывной комиссии Ангарского городского округа №, оформленного протоколом № от ** о призыве на военную службу – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.В. Ягжова
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2024 года.
